Сара Харальдсон – генеральная секретарка шведской организации «Максталонген». Ее цели – равноправное общество, где власть и влияние распределяются справедливо. В организации работают над тем, чтобы как можно больше молодых женщин становились лидерками, оспаривали существующие нормы  и рамки того, как сейчас «выглядит» власть.

Что такое гендерное равенство?

Гендерное равенство – это совокупность идеологий и движений, которые направлены на то, чтобы каждый и каждая, независимо от пола, имели одинаковые экономические, политические и социальные права, обязанности и возможности. Феминизм в этом ключе показывает и хочет изменить структурное неравенство в обществе. Например, белые мужчины как группа обладают большей властью, чем другие группы людей.

Тот факт, что мы живем в патриархате или в нынешней системе гендерной власти, касается мужчин как группы, обладающей большей властью, чем женщины, как группы, в политических, религиозных, экономических и социальных институтах.

Исторически феминизм, в первую очередь, концентрировался на равенстве между женщинами и мужчинами, но в последнее время он все больше направлен на изучение того, как различные системы власти и группы людей взаимодействуют и влияют друг на друга. 

Сегодня мы живем в неравноправном обществе. Среди прочего очевидно, что женщины имеют более низкую зарплату, чем мужчины, женщины больше боятся подвергнуться насилию, когда они возвращаются домой вечером, женщин объективируют в рекламе и СМИ чаше, чем мужчин.  

Иногда говорят, что гендерное равенство приходит само собой, что нам не нужно делать ничего особенного, потому что равенство растет с каждым поколением. Но на протяжении сотен лет люди, и особенно женщины, боролись за равенство и свои права. 

Когда мы говорим об истории, мы концентрируемся на истории мужчин, войне и правителях. Женская история не должна занимать свое место в «реальной истории», а должна быть отдельным предметом или гендерной наукой.

В целом равенство означает, что различия, которые существуют между мужчинами и женщинами, зависят не от природы, а от того, какие различия создает общество. Меняя общество, мы теряем эти различия. И чтобы лучше понять равенство и феминизм, нам нужно разобраться в понятиях «пол» и «гендер». 

Пол и гендер: какая между ними разница.

Французская феминистка Симона де Бовуар говорила: «Вы не рождены женщиной, вы становитесь ею». «Женственность» и «мужественность» – это социальные конструкции. 

Пол – это биологический аспект, а гендер – то, как мы понимаем и выражаем пол, это процесс становления женщиной или мужчиной. Гендер – это  манера поведения, которую создало общество, то есть наше восприятие «бесполых» вещей как женских или мужских. Например, если мы говорим о хоккее, то обычно думаем о мужчинах, как о тех, кто его практикует, а фигурное катание чаще всего ассоциируется с женщинами. Если совсем упрощать, то это юбки для девочек, а шорты для мальчиков, или ассоциации с голубым и розовым цветом.

Пол может показаться нам простым и однозначным явлением, но, на самом деле, он состоит из четырех частей: биологический пол, юридический, гендерная идентичность и гендерное выражение.

В зависимости от внешнего вида наших половых органов, нам дается биологический или юридический пол. Он официальный и указан в наших документах. Конечно, биологический или  юридический пол позже может быть скорректирован, если человек посчитает нужным это сделать. Наша гендерная идентичность выражается в том, как мы чувствуем свой пол, как мы его выражаем, включая выбор одежды и другие способы. 

Для того, чтобы мы могли еще лучше понять проблемы гендерного равенства в обществе, мы должны начать с большего количества категорий, чем просто «женщины и мужчины». Говорить о женщинах и мужчинах проще, чем о других «невидимых» группах, например, о транссексуальных и небинарных людях. 

Нормы и власть

Как я уже сказала, иногда мы не можем увидеть некоторые ограниченные для других, потому что имеем разный уровень власти и возможностей. Например, на Октябрьской улице очень высокие бордюры – по-видимому, они сделаны только для людей с функциональными ногами.  А что если мы передвигаемся на инвалидной коляске?

Наверняка вы слышали о движении #metoo. Оно вызвало очень большой резонанс во всем мире, и в Швеции, в частности. И это тоже хороший пример того, как неверно мы интерпретируем понятие «норма».

В СМИ женщины из разных сфер деятельности рассказывали свои истории, после которых стало ясно: сексуальные домогательства и надругательства – это не то, что затрагивает небольшую группу  людей из криминального мира. Это есть везде, многие от этого страдают, и это не норма.

Интерсекциональность

Власть – это всегда отношения: если ты один на необитаемом острове, ты не можешь говорить о власти. Но если нас несколько, то возникают разные властные отношения. 

И, говоря о гендерном равенстве, мы должны помнить о структурах власти в нашем обществе. У каждого и каждой из нас есть много идентичностей: гендер, цвет кожи, религия, образование, сексуальность, социальный бэкгарунд. Все это пересекается  друг с другом и меняет наши привилегии в ту или иную сторону.

Такая взаимосвязь называется интерсекциональностью: как несколько частей чьей-либо идентичности объединяются и взаимодействуют с окружающей средой и как это влияет на то, какой уровень власти есть у человека.

Люди могут подвергаться дискриминации одновременно по нескольким признакам. Например, темнокожая женщина (этнический признак), которая живет в плохих условиях (уровень достатка).

Сейчас в Минске в этой аудитории у меня меньше власти, чем в Стокгольме, из-за того, что я не знаю русский и белорусский. Или если бы я читала лекцию для семидесятилетних белых мужчин, они бы не воспринимали меня должным образом, потому что я молодая и я женщина. А в комнате, где много белых мужчин и белых женщин, небелые мужчины, скорее всего, будут иметь наименьшую власть.

Наш пол и наша идентичность влияют на то, сколько власти мы можем получить и какие возможности мы имеем в жизни. Так, у мужчин зарплата выше, чем у женщин, отпуск по уходу за ребенком короче, чем у женщин, мужчины подвергаются меньшему насилию, хуже учатся в школе, но все же достигают более высоких должностей в бизнесе и политике. 

Репрезентация женщин в СМИ

Также важной часть гендерного равенства является репрезентация женщин в СМИ, особенно женщин в политике или занимающих высокие должности. СЕО компании Yahoo! Марисса Майер стала первой в мире беременной женщиной-руководительницей крупной компанией.  

Проблема в том, что СМИ так не пишут про мужчин-руководителей, которые вот-вот станут отцами.  

И немного статистики

– В Беларуси мужчины на 25% зарабатывают больше, чем женщины. Эта разница увеличилась с 2001 года, когда мужчины зарабатывали больше на 19%. В большинстве стран эта разница приближена к похожему уровню. В Европе она сейчас равна 16%.

– Процент трудоустроенных женщин и мужчин в Беларуси такой: 86% — женщины, 79% — мужчины. В Европе: 64% — женщины, 76% — мужчины.

– В Беларуси одна из трех женщин подвергается домашнему насилию. В Европе одна из пяти женщин имеет физический или сексуальный опыт насилия со стороны партнера.

– В Швеции 75% женщин берут отпуск по уходу за ребенком.

– Сейчас в шведском парламенте состоит половина мужчин и половина женщин.